Начальное техническое моделирование и конструирование

Начальное техническое моделирование и конструированиеХимки г. о.

Описание проекта:

Актуальность. Педагогическая целесообразность.

Начальное техническое моделирование и конструирование — это создание моделей не сложных технических объектов. Занятия начальным моделированием и конструировании являются эффективным средством для развития у обучающихся мышления, творческих способностей, познания ребенком мира техники, знакомство с производством, моделями, машинами и механизмами, основами технологии, материаловедения, технической эстетики и дизайна, художественной обработки материалов, развития интереса к миру профессиональной деятельности. Дети усваивают систему общетехнических понятий, овладевают навыками работы инструментами ручного труда, учатся соблюдать правила техники безопасности, применять теоретические знания на практике.

Содержание данного проекта предусматривает ознакомление обучающихся с теоретическими и практическими основами авиамоделирования, автомоделирования и судомоделирования; художественного конструирования; выпиливания и выжигания.

Цель данной программы — развитие творческой, социально-активной личности в про лессе: занятий начальным техническим моделированием и конструированием.

Программа направлена на решение следующих задач:

• ознакомление детей с различными материалами, их основными свойствами, технологическими операциями, выполняемыми инструментами ручного труда, формирование приемов и навыков безопасной работы при изготовлении изделий;

• расширение политехнического кругозора детей;

• формирование творческого технического мышления и умения выразить свои замыслы с помощью рисунка, схемы, простейшего чертежа;

• подготовка младших школьников к конструкторско-технологической деятельности; обучение умению размышлять, наблюдать, представлять, фантазировать;

• формирование общетрудовых умений и навыков: планирование, анализ, организация и контроль трудовой деятельности;

• развитие смекалки, изобретательности, интереса к поисковой творческой деятельности;

• развитие стремления самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления технических объектов; развитие умения работать в коллективе.

Отличительные особенности данного образовательного проекта.

В процессе занятий ребенок учится моделировать работу взрослого (конструктора, технолога, сборщика и т. д.) от осознания поставленной задачи через выбор путей ее решения к исполнению в материальном виде, сравнении полученного результата с планируемым ранее, его оценке.

Занятия основаны на органическом единстве мыслительной практической деятельности обучающихся в процессе развивающего обучения. Анализ существующих конструкций технических объектов и принципов их работы, выявление способов решения технических задач — это первые шаги на пути к созданию ребенком своей оригинальной модели. Обучение планированию своих действий, самоконтролю, умению искать находить новые решения в реализации замыслов приводит к положительным результатам творческом процессе.

В процессе обучения большое внимание уделяется самостоятельной работе. Самостоятельное творчество радует и воодушевляет детей. На каждом этапе обучения изменяете уровень самостоятельности обучающихся. Успехи детей рождают у них уверенность в свои: силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами деятель нести, у них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

Учитывая физические возможности младших школьников, недостаточное развита мышц рук, несовершенную координацию движений, в процессе занятий работа чередуется ‘ отдыхом, теория — с практикой.

Большое количество учебного времени на каждом году обучения отводится работе с бумагой и картоном. Эти материалы наиболее доступны для обработки детьми младшего школьного возраста. Знания и умения, полученные учащимися при работе с бумагой и кар тоном, способствуют овладению приемами обработки других материалов. В процессе работы с фанерой и инструментами для ее обработки, у детей развивается способность к дли тельным физическим нагрузкам, тренируется и закаляется нервно-мышечный аппарат ребенка.

Важным условием осуществления политехнического принципа обучения является осуществление тесных межпредметных связей со школьными курсами: трудовое обучение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство.

В основе реализации проекта лежат общепедагогические дидактические принципы: связь теории с практикой, научность, сознательность и активность усвоения знаний, доступность, систематичность и преемственность обучения, наглядность.

В методическом плане проект ориентирован на формирование культурно — информационной и предметно-развивающей образовательной среды, пространства свободы для принятия ребенком самостоятельных решений. Творческая деятельность обучающихся органически включает в себя постановку и решение учебных проблем, что обеспечивает глубину и прочность знаний, а также создает условия для формирования диалектического мышления ребенка.

Согласно такому подходу, дети приобретают навыки решения проблем, учатся самостоятельно добывать знания потому, что они этого хотят, а не потому, что кто-то решил, что им это необходимо.

Ребенок активен — педагог создает условия для проявления активности.

Ребенок — субъект обучения — педагог-партнер.

Ребенок несет ответственность за результаты своей деятельности — педагог помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

В процессе обучения широко используются словесные методы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Рассказ-объяснение сочетает изложение учебного материала в повествовательной форме с подробными пояснениями, сравнениями и сопоставлениями, обоснованиями, выводами закономерностей, решением за¬дач. При этом необходимо отметить сочетание слова с демонстрацией средств наглядности.

Коллективная беседа — вопросно-ответный метод организации и руководства учебно — познавательной деятельности обучающихся. В процессе беседы педагог путем совместных логических рассуждений подводит обучающихся к определенным выводам. В процессе беседы затрагиваются следующие группы вопросов:

• сравнение и сопоставление предметов, изображений, явлений, процессов, фактов и т. п.;

• обобщение и выделение существенных признаков изучаемых фактов, явлений, процессов и формулировку понятий;

• выявление умения использовать знания в различных ситуациях;

• объяснение причины — диагностические;

• выяснение последствий действия, процесса, способа — прогностические;

• на доказательство, приведение доводов «за» и « против»;

• на установление межпредметных связей.

В проекте предусмотрено использование заданий, направленных на обогащение за¬паса впечатлений, развитие у детей наблюдательности, вариативности и гибкости мышления. Например в части теоретического рассмотрения вопросов материаловедения на каждом году обучения предусмотрены наблюдение и опытное исследование некоторых физических и механических свойств бумаги, дерева, металла в сравнении друг с другом и изменения этих свойств в зависимости от разного рода воздействия на материал: сминание, смачивание, растяжение, нагревание, трение.

В процессе занятий дети выполняют целый комплекс репродуктивных упражнений, решая задачи различного уровня сложности. Одним из характерных типов таких упражнений является изучение устройства машин, механизмов, инструментов, приспособлений, когда обучающиеся по рисунку (схеме) изображенного предмета указывают на¬значение, название, расположение его узлов, а также осуществляют разбор и выполнение чертежей, схем и.

Выполняя творческие упражнения дети учатся самостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач, способы действия, приобретают умение решать субъективно новые для них проблемы познавательного и практического характера.

Проектом предусмотрены следующие виды творческих упражнений:

• упражнения по систематизации предметов, свойств, способов;

• задачи на выбор (инструментов, приспособлений, способов обработки и т. п.); на сравнение и оценку (способов выполнения работ, эффективности применения инструментов, приспособлений, процессов);

• упражнения в планировании технологических процессов обработки, изготовления, сборки и.

На более высоком уровне мыслительной активности обучающихся проходит выполнение поисковых упражнений по диагностике дефектов, неполадок, неисправностей; по внесению изменений в имеющуюся конструкцию, восполнению в конструкции недостающего звена, проектированию конструкции по ее схеме; самостоятельному конструированию объекта по общей его идее и заданным техническим требованиям.

Для активизации учебного процесса используются дидактические игры: миниконкурсы «Его лучше?», «Кто быстрее?», заседание детского отдела технического контроля, составление и решение технических кроссвордов, ребусов, загадок, головоломок.

Важную роль играет метод показа приемов трудовых действий, который имеет целью создание в сознании обучающихся точного и четкого зрительного образа. Практические умения и навыки формируются путем упражнений, отработки правильности выполнения изучаемых трудовых действий, их точности (координации движений, сноровки, соблюдение технических требований, соблюдение правил техники безопасности).

При выборе методов обучения педагог соотносит их с индивидуальными возможностями обучающихся. Высокий уровень подготовленности группы детей требует некоторого увеличения доли методов самостоятельной работы. Вместе с тем, учет уровня возможностей группы не обозначает любого приспособления к нему. Педагогическая задача состоит в том, чтобы развивать возможности обучающихся.

Возраст обучающихся — 7-10 лет.

Срок реализации программы — 2 года.

В группах 1 года обучения занимаются дети в возрасте 7-8 лет. Количество детей в гpуппе — 13 человек, что обусловлено размерами кабинета и требованиями Сан Пин 2.4.4 1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного обрывания детей (внешкольные учреждения)». В группах 2 года обучения — 12 человек, возраст 8-10лет.

По желанию ребенка и его родителей ребенок может быть зачислен в группу не соответствующую его возрасту. Так дети 9-10 лет могут быть зачислены в группу 1 года обучения, если они не имеют достаточной подготовки в области моделирования.

В группах 2 обучения занимаются дети, которые закончили курс начального технического моделирования. Также в эти группы зачисляются дети, имеющие опыт занятий техническим моделированием и желающие совершенствовать свое мастерство.

Формы и режим занятий. Форма занятий — групповая. Группы 1 года обучения занимаются 2 раза в неделю по 2 часа, группы 2 и 3 года обучения занимаются 2 раза в неделю :по 3 часа.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Педагог оставляет за собой право распределять количество часов, опираясь на особенности развития и подготовки обучающихся.

С учетом разной подготовки и задатков детей — часть занятий проводится фронтально, часть — по индивидуальным заданиям в соответствии с возможностями и интересами каждого ребенка

Ожидаемые образовательные результаты

По окончании первого года обучения дети будут знать:

• приемы и правила пользования простейшими инструментами ручного труда;

• свойства бумаги, картона, фанеры, доступные способы их обработки;

• правила организации рабочего места;

• правила разметки по шаблонам;

• способы соединения деталей из бумаги, картона, фанеры;

• правила сборки макетов и моделей из деталей конструктора;

• правила безопасности труда.

Будут уметь:

• определять основные части изготавливаемых макетов и моделей;

• читать простейшие технические рисунки и чертежи;

• построить технический рисунок данной детали;

• планировать предстоящие трудовые действия;

• самостоятельно доработать и разработать дополнительные детали к готовой модели;

• пользоваться инструментами ручного труда и соблюдать технику безопасности;

• осуществлять самоконтроль в процессе работы;

• рационально организовывать рабочее место.

По окончании второго года обучения дети будут знать:

• сведения о трудовой деятельности взрослых, видах технического труда в быту и производстве;

• правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

• виды соединения элементов электрических цепей;

• правила безопасной работы с электрооборудованием;

• правила планирования и организации труда;

• назначение деталей электрического конструктора.

Будут уметь:

• строго соблюдать правила безопасности труда;

• самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

• самостоятельно построить простейший чертеж модели;

• сравнивать технические объекты по различным признакам, делать обобщения;

• самостоятельно изготавливать изделия (по рисунку, эскизу, замыслу);

• экономно и рационально расходовать материалы;

• владеть приемами выпиливания и выжигания;

• собирать простейшие электрические цепи;

• сотрудничать с товарищами, принимать участие в коллективной работе;

• осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

• анализировать и исправлять ошибки своей деятельности

• правила разметки по шаблонам;

• способы соединения деталей из бумаги, картона, фанеры;

• правила сборки макетов и моделей из деталей конструктора;

• правила безопасности труда.

Будут уметь:

• определять основные части изготавливаемых макетов и моделей;

• читать простейшие технические рисунки и чертежи;

• построить технический рисунок данной детали;

• планировать предстоящие трудовые действия;

• самостоятельно доработать и разработать дополнительные детали к готовой модели;

• пользоваться инструментами ручного труда и соблюдать технику безопасности;

• осуществлять самоконтроль в процессе работы;

• рационально организовывать рабочее место.

По окончании второго года обучения дети будут знать:

• сведения о трудовой деятельности взрослых, видах технического труда в быту и производстве;

• правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

• виды соединения элементов электрических цепей;

• правила безопасной работы с электрооборудованием;

• правила планирования и организации труда;

• назначение деталей электрического конструктора.

Будут уметь:

• строго соблюдать правила безопасности труда;

• самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

• самостоятельно построить простейший чертеж модели;

• сравнивать технические объекты по различным признакам, делать обобщения;

• самостоятельно изготавливать изделия (по рисунку, эскизу, замыслу);

• экономно и рационально расходовать материалы;

• владеть приемами выпиливания и выжигания;

• собирать простейшие электрические цепи;

• сотрудничать с товарищами, принимать участие в коллективной работе;

• осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

• анализировать и исправлять ошибки своей деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы

Выявление результатов обучения ребенка по программе осуществляется на основе использования таких форм как: педагогическое наблюдение в процессе занятия, индивидуальные контрольные задания, соревнования, выставки творческих работ обучающихся, викторин. самоконтроль обучающихся, внутренние конкурсы, городские конкурсы «Юный техник». Соответствие уровня теоретической и практической подготовки детей программным требованиям фиксируется в «Диагностической карте итогов реализации образовательной программы» (см. приложение к программе).

Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям, осмысленность и свобода использования

специальной терминологии. Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям, свобода владения инструментами и специальным оборудованием, развитость специальных способностей.

Критерии оценки детских работ:

1. Качество изделия; точность, аккуратность при выполнении технологических операций.

2. Творческий подход к выполненной работе, оригинальность.

3. Эстетический вид изделия.

Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям, свобода владения инструментами и специальным оборудованием, развитость специальных способностей.

Критерии оценки детских работ:

1. Качество изделия; точность, аккуратность при выполнении технологических операций.

2. Творческий подход к выполненной работе, оригинальность.

3. Эстетический вид изделия.

Оценка уровня развития и воспитанности детей осуществляется на основе наблюдений за детьми, анкетирования и собеседования совместно со специалистами МЦ «Каскад».

Мониторинг результатов реализации программы направлен на создание условий для формирования у обучающихся адекватной оценки собственных достижений, базирующейся на стремлении к дальнейшему совершенствованию.

Индивидуальные контрольные задания, соревнования моделей, заседания отдела технического контроля (ОТК), итоговые занятия по окончании изучения каждого раздела, вы¬ставки творческих работ обучающихся, конкурсы, викторины позволяют продемонстрировать успехи детей в различных направлениях технического творчества, раскрывают для каждого ребенка значимость труда, формируют положительное отношение к труду, стремление к совершенствованию.

This entry was posted in Техническое моделирование and tagged , , . Bookmark the <a href="http://d-lise.ru/nachalnoe-texnicheskoe-modelirovanie-i-konstruirovanie/" title="Permalink to Начальное техническое моделирование и конструирование" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.